Истоки способностей и дарования детей – на
кончиках их пальцев.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и
умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с
развитием речи и мышления ребенка.
Мелкая моторика рук также взаимодействует с
такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление,
оптико-пространственное восприятие (координация), воображение,
наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие
навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка
потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев,
которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять
множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с
пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать
взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность
ребенка.
Если ребенок будет выполнять упражнения,
сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более
чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
Развивается
память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и
последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия.
Овладев
всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно
ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Учителя
отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением
навыком письма.
Письмо –
это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки.
Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также
хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Поэтому в
дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения
письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического
опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно
подготовка к письму.
Умение
выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном
возрасте, именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается созревание
соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому уровень развития мелкой моторики –
один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Дети с
плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут
застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.
Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали
конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они
отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за
ребятами в группе детского сада на занятиях.
Таким
образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети
часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных
сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его
самооценку.
С течением
времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих
речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует
школьные трудности.
Начинать
работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже
грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика),
воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно
выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать
о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать
пуговицы, завязывать шнурки и т. д.И, конечно, в старшем дошкольном возрасте
работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать
важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Мелкая
моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с
овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности,
письмом, речью ребенка.
Формирование
же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в
процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы
выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных
плоскостях, регулируют положение наших рук.
Маленькому ребенку трудно поворачивать и
вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от
плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не
требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно
овладевать разными движениями запястья.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете как?
Перейдите на страничку "Важное о блоге!" и обязательно научитесь.
Давайте сделаем наш блог "живым!.
Спасибо за общение!